Психология. Какова ваша семья глазами ребенка?

Психология. Какова ваша семья глазами ребенка?

Если спросить у взрослого человека «Кто такой ребенок?», то как правило взрослый с  удивлением скажет: «Как кто? Маленький человек». Уважаемые родители, как раз в этом ответе кроется ошибка. Мир детей  не является копией  взрослого мира. Дети – это маленький народ, который мыслит и развивается по своим законам, у них свои ценности.
Семья – это весь мир для маленького ребенка. Каким видит себя ребенок в родительском доме? Какими он воспринимает маму, папу и их отношения? Как лучше узнать своего сына или дочь, посмотреть «глазами ребенка» на мир взрослых людей? В этом вам поможет несложная методика «Рисунок семьи».
«Рисунок семьи» — одна из самых популярных методик, которую используют психологи в работе с детьми начиная с младшего дошкольного возраста. Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. В рисунке дети  выражают то, что им трудно бывает высказать словами.
Методикой «Рисунок семьи» пользовались многие известные исследователи и практики: А.И. Захаров, Е.Т. Соколова, В.С. Мухина, А.С. Спиваковская. Сегодня эта методика популярна как у зарубежных, так и отечественных психологов.
В данной статье  хочу предложить родителям интерпретацию методики, разработанную отечественным психологом, доктором психологических наук В.К. Лосевой. Истолкование рисунка по интерпретации В.К.Лосевой вполне доступно людям и без педагогического или психологического образования. Хочу заметить, что методика «Рисунок семьи» не предназначена для оценки интеллекта вашего  ребенка и не дает информации о  готовности или неготовности малыша к школе. Методику можно применять, когда ребенок достиг 4-х, 5-и летнего возраста.

Подготовительный этап.

Родителям следует помнить, что не стоит наводить ребенка на мысль, кого рисовать. В случае если ребенок задаст вопрос: «Рисовать мне бабушку?», скажите ему, что можно изобразить, кого захочется. Дайте малышу простой карандаш и белый лист бумаги.  Ластиком пользоваться нельзя. Если ребенок скажет, что рисунок испорчен, просто предложите новый лист. Родителям необходимо внимательно следить, в каком порядке рисуются люди и предметы. Существует большая психологическая разница в отношении ребенка к тому, кого он нарисовал первым, и кого вообще не изобразил под предлогом «не поместилось».
1. Попросите подписать ребенка всех персонажей на рисунке. Если он не умеет писать, пусть расскажет, кого он нарисовал. Это один из важных моментов. Например, ваша дочь подписывает фигуру старшего брата «Коленька», а новорожденную сестренку – «младшая сестра».  Здесь прослеживается разница в эмоциональном отношении к ним. Полученную информацию нельзя использовать для упреков («Почему ты не любишь младшую сестричку?»)
2. Также внимание следует обратить и на неодушевленные предметы на рисунке. Это для нас, взрослых, они неодушевленные, а в восприятии ребенка мебель, игрушки, телевизор, телефон могут даже вступать в своеобразные «отношения»  между собой и персонажами рисунка. В данном случае ребенок не так уж и не прав. Просто взрослые зачастую скрывают эмоциональную привязанность к своим «игрушкам». А если вы на рисунке видите папу, который исчез под  машиной, и маму, сидящую с телефоном, то не надо быть психологом, чтобы сделать вывод: сколько папа проводит время с машиной, мама — с телефоном, а сколько — с ребенком и друг с другом.
3. Если на рисунке много предметов и мало людей, то это не говорит об эмоционально бедной среде в семье. Скорее о направленности эмоций на мир вещей. Что тоже не является признаком жадности. Ребенок чаще всего выражает стремление родителей к постоянству, ведь каждая вещь — символ стабильности. Часто, глядя на свое дитя, родители вздыхают: и почему мне так трудно с ним (или с ней)? И будете до крайности удивлены тем фактом, что и ребенок, глядя на нас, задает себе тот же вопрос: «Почему мне так трудно с этим взрослым?»  Предложенная методика поможет вам лучше понять друг друга. Надо только довериться интуиции и познакомиться с правилами психологического истолкования рисунка семьи.

                                          Как правильно анализировать рисунок?

1. Уважаемые родители, просмотрев рисунок, вы будете обескуражены. Вам покажется, что рисунок именно вашего ребенка никакая методика объяснить не в силах. Или, наоборот, вы не в силах интерпретировать рисунок вашего ребенка. Первый вопрос: чем отличается рисунок в вертикальной плоскости от рисунка в горизонтальной? В вертикальной плоскости чаще всего фигуры расположены одна под другой, а в горизонтальной  — «в ряд»? Научитесь различать эти нюансы – «самый большой человек как самый любимый» и «самый большой человек как обладающий наибольшей властью»? Ответы на эти вопросы придут  с опытом. а пока доверьтесь интуиции.
Не пытайтесь сразу дать толкование деталям. Постарайтесь «увидеть» рисунок в целом. Что прежде всего бросается в глаза? Прежде всего, в глаза бросается «большое»!
Размер изображенного человека (предмета) напрямую связан с тем, какое место в душе ребенка занимают отношения с этим человеком. Например, ребенок нарисовал бабушку больше всех по размеру и выше всех, следовательно для него отношения с бабушкой стоят на первом месте. (Учитывая, что бабушка не только самая «большая», но и «выше» остальных членов семьи, можно предположить, что для ребенка бабушка в семье и самое авторитетное лицо).
Посмотрите, кто на листе (обычно это ярко выражено в рисунке в вертикальной плоскости) расположен выше, а кто — ниже. Наибольшей властью в семье обладает персонаж, который расположен выше всех, хотя он может быть и самым маленьким по размеру. Ниже всех изображен тот, чье влияние в семье минимально. Например, девочка нарисовала рядом с собой телевизор, следовательно можно предположить, что, по ее мнению самый главный в семье — телевизор. Расстояние между персонажами связано с дистанцией психологической. Кто ребёнку ближе всех, того он и изобразит рядом. То же самое относится и к другим персонажам. Тех, кого ребёнок воспринимает как близких между собой, будут стоять рядом.
После того, как рисунок закончен, обязательно расспросите, кто есть кто. Вас может ожидать сюрприз, например, тот персонаж, которого вы приняли за дедушку, окажется на рисунке Дедом Морозом! Появление вымышленных персонажей свидетельствует о неудовлетворенных потребностях, которые ребенок реализует в своей фантазии. Такому персонажу надо обязательно уделить внимание и подробно расспросить о нем. Из рассказа вы поймете, чего не хватает сыну или дочери в реальной жизни.
Также  обратите внимание и на отсутствующих персонажей. Ребенок может оправдаться фразами типа: «Младшего братика я забыл нарисовать», «Для папы не хватило места». В этом случае истинная картина вещей может быть такова, что брат вызывает ревность, а с папой нет эмоционального контакта, его как бы нет в мире ребенка. Ваш ребенок также может не нарисовать и сам себя. И тогда это повод поразмышлять — нет ли у ребенка трудностей самовыражения с близкими людьми? В переводе на «язык чувств» это может означать: «Меня здесь не замечают» или «Мне здесь нет места».
2. У ребенка совершенно особое видение рук! Первоначальная природная функция рук — цепляться за тело мамы, устанавливая с ней тем самым контакт. И только пережив отрыв от матери, ребенок открывает для себя иную функцию рук – это функция воздействия на мир. Вот тогда на его рисунках и появляются руки в виде «варежки» с пальчиками. Не пугайтесь, если пальчиков окажется больше пяти. Это означает, что ребёнок видит себя (или другого персонажа) более сильным и могущественным, чем других членов семьи. Если пальцев больше на левой руке — это  относится к сфере семейных отношений, на правой — вне семьи — в детском саду, школе или во дворе. Если ребенок нарисовал меньше пяти пальчиков, то он чувствует себя слабее окружающих. И еще одна деталь: чем могущественнее воспринимается персонаж, тем руки у него длиннее.
Персонажи, которые соприкасаются или почти соприкасаются руками, по внутреннему ощущению ребенка, находятся в психологическом контакте. Например, папа нарисован наполовину под капотом машины, следовательно, для ребенка папа находится в более тесном психологическом контакте со своей машиной, а не с мамой и ребенком.
Ноги символизируют опору в реальности и свободу передвижения. Чем больше площадь опоры у ног, тем более персонаж воспринимается твердо стоящим на земле.
Иногда дети рисуют отдельно от туловища конечности, а голова может быть нарисованная отдельно от тела. Это сигнал страха — боязнь потерять то, что символизируется «недорисованной» ногой или рукой. Например, недорисованная правая рука может свидетельствовать о боязни потерять свой статус в детском саду или школе.
Разрывы контура – это  тоже частый элемент в рисунках. Разрывы контура чаще можно наблюдать при изображении головы и туловища. Например, разрывы при рисовании головы объясняются следующим образом. Разрыв с правой стороны — восприимчивость к мнению социального окружения. С левой стороны — податливость к давлению семьи. Разрыв линий на макушке — податливость абстрактным нормам и авторитетам. Не доведенные линии снизу и со стороны шеи — недостаточный контроль над собственными влечениями.
3. Как мы рисуем глаза, уши? Может вам покажется, что такие мелкие детали как глаза, рот, уши трудны для изображения, и ребенок рисует их так, как может, поэтому никакой смысловой нагрузки они не несут. Но не стоит заблуждаться. Персонажей с большими, широко открытыми глазами ребенок считает тревожными, беспокойными, нуждающимися в помощи. Глаза-точечки или щелочки символизируют внутренний запрет на плач, страх попросить о помощи.
Если вы спросите ребенка, для чего человеку уши, то, скорее всего, получите вполне разумный ответ – «Чтобы слышать»! Но анализируя рисунок учитывайте, что ребенок имеет ввиду: слышать не что-либо в принципе, а прежде всего критические замечания и мнение о себе. Персонаж с самыми большими ушками должен слушаться окружающих больше, чем все остальные. А вот персонаж «без ушей» вообще может игнорировать то, что о нем говорят.
4. Что для ребенка символизирует рот? Это, прежде всего орган для нападения — чтобы кричать, кусаться, говорить обидные вещи. Члены семьи с большими или затемненными ртами воспринимаются ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием. Но это не значит, что в данной семье говорят на повышенных тонах. А вот персонажи, рот которых изображен в виде точки или черточки, не имеют возможности влиять на других людей. Часто у таких персонажей нарисованы ещё большие уши — чтобы слушаться.
Шея на рисунке появляется не сразу. Сначала голова как бы «приклеена» к туловищу. Шея в графической интерпретации означает способность к контролю разума над чувствами («головы над телом»). Когда у ребенка появляется пусть небольшая, но способность контролировать свои чувства, на рисунке появляется шея. Тот персонаж, у которого есть шея, способен управлять своими чувствами. У кого шеи нет — не способен.
Вам иногда могут встретится, казалось бы, ставящие в тупик рисунки. Например, у папы и мамы шея отсутствует, а сам автор изображен с шеей. Это, конечно же, не значит, что ребенок считает способным к контролю только себя. Скорее, это символизирует распространенное среди детей мнение, что контролировать себя и свое поведение нужно только маленьким. Обычно это озвучивается следующей фразой: «Вот когда я вырасту, буду ложиться спать как папа — когда захочу! И конфет есть так много — как мама»!
Если шея длинная и тонкая, то в сознании ребенка конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Если же короткая и толстая, то данный персонаж мыслится как не имеющий проблем в этой сфере.
Что касается головы, то тут все просто. Самый умный член семьи — самый «головастый».
5. И ещё несколько общих замечаний. Иногда вместо членов семьи дети рисуют неодушевленные предметы. Например, папа нарисован в виде компьютера или удочки. К интерпретации таких рисунков надо подходить с осторожностью. Они не обязательно означают отсутствие эмоционального контакта папы с членами семьи. В таких ситуациях надо просто подробнее расспросить ребенка, почему он нарисовал отца именно так.
Принципы линейной дистанции распространяются не только на мир людей, но и на неодушевленные предметы. Вещь, наиболее близко расположенная к персонажу, как считает ребенок, наиболее интересна для него. Например, мама изображена рядом с телефоном.
Принцип вертикальной иерархии распространяется и на мир предметов. Большинство детей в углу листа рисуют солнце. Солнце для ребенка является символом верховной власти и защиты. Если изображена комната, вместо солнца нередко появляется люстра как замещающий источник света и тепла. Члены семьи и предметы, помещенные между автором рисунка и солнцем, видятся конкурентами, мешающими пользоваться в полной мере защитой и опекой.
Изображение большого количества мелких деталей предметов говорит о фиксации ребенка на порядке и правилах, о склонности прятать эмоции в себе, что чревато последующим «взрывом». Если на рисунке много  предметов, относящихся к одной сфере деятельности, то это подчеркивает значимость этой сферы деятельности для семьи. Например, ребенок нарисовал три компьютера и три письменных стола, то в этой семье развит культ работы мамы, папы и старшего брата.
Взрослые, сидящие в мягких креслах или на диване, означают особую ценность для семьи отдыха и расслабления, но в таких его формах, которые не характерны для ребенка. Ведь дети не любят лежать. Если ребенок изображает много шкафов, да еще с замочными скважинами, можно предположить, что в семье есть тайны, которые от него скрывают.
Обратите внимание на нажим карандаша. Люди, вызывающие у ребенка тревожность, изображаются либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованными, либо их контур обведен двойной линией. Но иногда можно встретить линию тоненькую, дрожащую. Ребенок как бы не решается изобразить этого персонажа.

В заключении окиньте взглядом весь рисунок в целом. Как распределены персонажи? Равномерно по всему листу или смещены вверх или вниз? Пространство листа — своего рода аналог жизненного пространства человека. И так же, как в реальной жизни, на листе бумаги ребенок стремится занять собой столько места, сколько, как ему кажется, он «заслуживает». Поэтому если ваш ребенок нарисовал себя «мелким», это говорит о его низкой самооценке. Если группа маленьких людей изображена в верхней части, а низ листа остался пустым, то низкая самооценка в данном случае сочетается с высоким уровнем притязаний. Малыш нам как бы говорит: «Мне в жизни многое хочется, но у меня мало что получается». Если маленькие человечки нарисованы внизу, а верх остался пустым, это свидетельствует не только о низкой самооценке, но и о низком уровне притязаний.
Опираясь на предложенный правила, каждый родитель сможет символически истолковать рисунки, сможет лучше понять ребенка и его проблемы, увидеть нюансы отношений, которые раньше не замечались.
Если в рисунке что-то будет совсем уж не ясным (например, ребенок изобразит статую или портрет в рамочке) лучше не фантазируйте, а совсем откажитесь от интерпретации, оставьте до следующего раза.

Только тогда, когда вы посмотрите на себя и свои отношения с близкими глазами своего сына или дочери, вы найдете новые пути для решения проблем и гармонизации отношений.